Правильный выбор органа
по сертификации. Цена ошибки.

899 – именно такую цифру выдает Реестр ЕЭК (Евразийской Экономической Комиссии), если выставить в нем фильтр
по параметрам «Органы по сертификации», страна – «Российская Федерация», статус аттестата аккредитации – «Действует»
(по состоянию на 22.09.2016).
Росаккредитация подтверждает: аккредитованных органов по сертификации по состоянию
на август 2016 года – около 1 тысячи! Да, конечно, это все органы по сертификации по всем действующим на сегодняшний день регламентам Таможенного союза, а с мая 2016 года действует уже 35 технических регламентов. Для сравнения – в Европейском союзе таких организаций на порядок меньше, а значимых – которых все знают и которым доверяют как производители, так и потребители – по пальцам пересчитать можно. Поэтому когда перед рядовым клиентом ОС (импортером, изготовителем или его официальным представителем) встает вопрос о необходимости сертификации своей продукции или регистрации декларации, выбрать именно тот орган по сертификации, который будет удовлетворять и пожеланиям заказчика по экономическим, временным показателям, и при этом работать «в рамках закона», довольно трудно.

Конечно, есть общие признаки, которые будут говорить о «липовости» сертификата:
• сроки выдачи сертификата до 3 дней;
• очень низкая цена (зачем ей быть высокой, если нужно просто распечатать информацию
на бланке);
• если нигде не указан номер аттестата аккредитации ОС (т.е. организовывают все посредники, которые вообще никакую ответственность не несут) и др.
Но что, если вы выбрали (так получилось) организацию, которая удовлетворяет одному
или нескольким из перечисленных выше признаков? К сожалению, ничего хорошего...
В лучшем случае – «пронесет», и ваш документ (сертификат или декларацию) не заметит никакой надзорный орган и не задаст лишних вопросов заказчик. А в худшем?
Если орган по сертификации «прикроют», то документ просто станет недействительным.
А сейчас динамика «прикрытия» органов по сертификации налицо: только в августе 2016 года Росаккредитация приостановила деятельность 73 организаций (в том числе испытательных лабораторий) и прекратила деятельность 233 организаций!
В результате, деньги заплачены – а документа по факту и нет.
Процесс подтверждения соответствия нужно запускать по-новому.
Кстати, вся информация об органах по сертификации, их области аккредитации, статусе действия аттестата аккредитации есть на сайте Росаккредитации – надзорного органа
за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий. Там же можно проверить статус действия сертификата или декларации Таможенного союза, опубликованных российским органом по сертификации:
— здесь http://188.254.71.82/rss_ts_pub/ – поиск в Национальной части единого реестра сертификатов Таможенного союза, оформленных по единой форме;
— здесь http://188.254.71.82/rds_ts_pub/ – поиск в Национальной части единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.
Вводите в реестр данные о документе и так и эдак, но он не находит ничего?
Это повод заволноваться, возможно именно этот орган по сертификации, выдавший или регистрировавший искомый разрешительный документ, был из числа тех 233 организаций.
Если уличат в недостоверном декларировании, нарушении требований регламентов ТС
или выпуске в обращение (реализации) продукции, не соответствующей таким требованиям,
то предложат понести административную ответственность. На юридическое лицо (изготовителя, продавца, импортера, уполномоченное лицо иностранного изготовителя)
может быть наложен административный штраф до 300 000 рублей (Статьи 14.43, 14.44 Кодекса РФ об административных нарушениях).

Те же самые действия, но из-за которых был причинен вред жизни или здоровью наших граждан, имуществу, окружающей среде, приведут к увеличению штрафа до 600 000 рублей! За повторные правонарушения в течения года ответственность еще посерьезнее.
При этом обратиться в суд, чтобы завести административное дело, могут не только граждане, столкнувшиеся с откровенным китайским «качеством», но и юридические лица, заинтересованные в ваших судах, коммерческих отказах, потери доверия потенциальных клиентов.. Судебная практика по этим статьям уже активно ведется. Результаты такой деятельности, для интересующихся, можно посмотреть на сайте https://rospravosudie.com.

Следствием такой детальной доработки КоАП по статьям 14.43, 14.44, 14.45, 14.46 и активной судебной практики в этой области является то, что принцип «провез и забыл» уже не работает, и в случае чего убытки понесет если и не иностранный изготовитель, то уполномоченное этим изготовителем лицо, или импортер.

Многие участники рынка, осознав ответственность или уже столкнувшись с проблемами однажды, начинают переделывать документы, оформленные ранее по «упрощенной схеме». Поэтому можно говорить о том, что мало-помалу, но ситуация с получением сертификатов
в нашей стране меняется к лучшему. В массы приходит осознание того, что уже не так важен факт наличия сертификата или декларации, как тот процесс подтверждения,
те сертификационные испытания, которые за ним стоят.
Что в такой ситуации может и должен предложить рынок услуг по подтверждению соответствия?
Конечно, качественное проведение работ на высоком уровне органами по сертификации
и испытательными лабораториями, которые существуют не первый год, успешно проходят
все проверки надзорных органов, и результаты работы которых не будут вызывать сомнений ни у заказчиков, ни у государственных структур.
И здесь под высоким уровнем («сервиса») не следует ошибочно считать время проведения работы в 1-3 дня. Базис высокого уровня – это:
— квалифицированные эксперты, практический опыт которых «обогащен» самой актуальной информацией в области технического регулирования: изменениями в законодательстве, негласной «политикой» государственных надзорных органов и т.д;
— пошаговое соблюдение процедуры подтверждения соответствия без сертификатов
и испытаний «задним числом»;
— разумное ценообразование, продиктованное реальными затратами органа
по сертификации.
Время перемен
уже пришло




Импортерам, изготовителям и потребителям пора выбираться из информационного вакуума, который был раньше в сфере технического регулирования. Нам всем давно уже рассказали, как правильно выбрать колбасу, телевизор или туристическую фирму, чтобы избежать нежелательных последствий.

Мы, в свою очередь, попытались дать минимальную информацию для правильного выбора органа
по сертификации – организации, выступающей проводником между интересами заказчика
и законными требованиями государства.

И хоть владение такой информацией, возможно, не приведет
к владению миром, но позволит снизить риск лишних
экономических затрат и невротических расстройств всех
участников рынка, а в перспективе – повысить качество
нашей жизни в целом.