Подтверждение соответствия компонентов транспортных средств требованиям
ТР ТС 018/2011
«О безопасности колесных транспортных средств»

В данной статье рассматривается подтверждение соответствия требованиям
ТР ТС 018/2011 компонентов транспортных средств.

Фото автора Markus Spiske temporausch.com : Pexels
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» вступил в силу 1 января 2015 года. Действие данного регламента распространяется на:

  • колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси;
  • компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
В ТР ТС 018/2011 приводится следующее определение термина «компоненты транспортного средства»:

«Компоненты транспортного средства - составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации»;
и определение самих «транспортных средств»:
«Транспортное средство- устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем».
Перечень компонентов транспортных средств, к которым предъявляются требования настоящего технического регламента, указан в Приложении № 1 к ТР ТС 018/2011 (таблица 4)
Но, как и в большинстве технических регламентов, действующих на территории Евразийского экономического союза, есть ограничения на применение ТР ТС 018/2011 в отношении некоторых категорий компонентов. А именно, требования ТР ТС 018/2011 не распространяются на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств:
  1. имеющих максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч;
  2. предназначенных исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
  3. ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза, на срок не более 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения;
  4. ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
В отношении компонентов транспортных средств (сменных (запасных) частей для автомобилей) подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Основными схемами декларирования о соответствии компонентов транспортных средств являются – 3д, 6д, для партии – 4д.
Основными схемами обязательной сертификации являются – 1с, 2с, 10с, 11с, для партии – 3с, 9с.
Подробное описание схем и рекомендации по их применению указаны в Приложении 19 к ТР ТС 018/2011. Перечень требований к типам компонентов, для которых применяется та или иная схема декларирования или сертификации, указан в Приложении 10.
Срок действия деклараций:
  • не более 4 лет для серийного выпуска;
  • для партии продукции срок действия декларации о соответствии не устанавливается, но он не может превышать срока хранения продукции.
Срок действия сертификатов:
  • не более 4 лет для серийного выпуска;
  • для партии – не устанавливается.
Теперь обратимся к комплекту документов, которые необходимо предоставить в орган по сертификации при подтверждении соответствия запасный частей для транспортных средств.
При декларировании заявитель формирует комплект доказательственных материалов, который включает:
  • основные конструкторские документы, относящиеся к компоненту в целом (технические условия, техническое описание, чертежи общего вида, спецификация);
  • руководство или инструкция по эксплуатации;
  • перечень Правил ООН, Глобальных технических правил, стандартов, которые применялись для проверки соответствия требованиям настоящего технического регламента;
  • сертификат соответствия системы менеджмента качества изготовителя компонентов (при наличии);
  • результаты проектных расчетов, проведенных проверок;
  • протоколы испытаний, подтверждающие соответствие показателей безопасности продукции требованиям настоящего технического регламента;
  • ранее полученные сертификаты соответствия продукции международным и (или) национальным требованиям.

Протокол испытаний типового образца должен содержать характеристики продукции, описание типа продукции непосредственно или в виде ссылки на технические условия или другой аналогичный ТР ТС 018/2011 документ, а также заключение о соответствии образца технической документации, по которой он изготовлен.
Для проведения обязательной сертификации заявитель может представлять по согласованию в орган по сертификации:
  1. заявку на проведение сертификации по форме;
  2. общее техническое описание типа компонента транспортного средства;
  3. имеющиеся на дату подачи заявки доказательственные материалы, подтверждающие соответствие продукции обязательным техническим требованиям, в том числе, результаты проектных расчетов, проведенных проверок, протоколы испытаний.

В качестве доказательственных материалов могут представляться:
  • протоколы сертификационных испытаний;
  • сообщения об официальном утверждении типа в соответствии с Правилами ООН, выданные в странах-участницах Соглашения 1958 года;
  • иные доказательственные материалы, подтверждающие соответствие зарубежным национальным или международным техническим предписаниям, если органом по сертификации, проводящим подтверждение соответствия, установлена эквивалентность таких предписаний требованиям настоящего технического регламента;
  • сертификат соответствия системы менеджмента качества, применяемой изготовителем;
  • руководство (инструкцию) по эксплуатации (при наличии), чертежи, технические условия, другие документы, содержащие требования к компонентам;
  • перечень используемых национальных стандартов, применяемых для обеспечения соответствия компонентов требованиям технического регламента;
  • копии нормативных документов изготовителя, регламентирующих методы обеспечения и контроля соответствия выпускаемой продукции требованиям технического регламента с указанием объема и периодичности проверок, количества проверяемых образцов, а также места проведения проверок;
  • протоколы контрольных испытаний, акты анализа производства и другие документы по результатам обязательной сертификации и контроля сертифицированной продукции (при сертификации продукции на новый срок);
  • декларации поставщиков импортера, подтверждающие, что компоненты, поставляемые в качестве сменных (запасных) частей, поступают со склада, находящегося под контролем изготовителя транспортного средства (шасси), на которое выдано одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) с приложением подтверждающих документов.
Заявитель, не являющийся изготовителем продукции, представляет также письмо изготовителя в орган по сертификации, подтверждающее:
1) полномочия заявителя на проведение работ по оценке соответствия;
2) обязательства изготовителя по выполнению касающихся его положений технического регламента.
В заключение



На сегодняшний день транспортные средства и их компоненты, используемые на дорогах общего пользования, представляют собой объекты повышенной опасности для человека и окружающей среды. В связи с этим требования, предъявляемые к ним, носят очень жесткий, обширный и обязательный характер и закрепляются в ТР ТС 018/2011.