Каково будущее оценки соответствия в РФ?

В статье приведены потенциальные возможности развития рынка сертификации в РФ и процедуры, которые уже находятся на стадии внедрения.
Основное развитие сертификации в РФ началось в 1993 году. В то время главной задачей оценки соответствия было улучшение продукции. На сегодняшний день рынок перенасыщен товарами одинакового функционала и важным его регулятором стала конкурентоспособность, неотъемлемой частью которой является качество продукции и услуг. В связи с этим сертификация стала исполнять роль «защитника» потребителя от некачественных товаров.
Итак, что же ждет сертификацию в будущем? Во-первых, развитие национальной системы аккредитации, а именно внесение значительных изменений в ФЗ № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», должно привести к тому, что доверие к результатам работ органов по сертификации должно увеличиться, как со стороны потребителя, так и со стороны бизнеса.
Также будет проще любому потребителю убедиться в реальном состоянии сертификата, декларации или аккредитации. Это связано с тем, что все они будут зарегистрированы в единых электронных реестрах в Интернете, доступ к которым будет возможен при помощи специальных приложений и QR – кодов.
Доверие международного рынка – залог активного экспорта и развития экономики страны.
Во-вторых, сертификация РФ находится уже сейчас на том уровне, что медленными темпами способна быть признаваемой на международном рынке. Не так давно Россия присоединилась к глобальному соглашению о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC MRA). То есть, аккредитация лабораторий начинает производиться с учетом требований внешнего рынка, что позволяет признавать протоколы испытаний, проведенных в отечественных лабораториях, за рубежом.
    Также идут активные работы по присоединению России к Международному форуму по аккредитации (IAF). Что свидетельствует о том, что совсем скоро все работы по оценке соответствия, выполненные на территории РФ, будут признаваться во всем мире.
    Война с недобросовестными органами по сертификации.
    Расширенные полномочия Росаккредитации станут основанием для вытеснения с рынка оценки соответствия недобросовестных органов по сертификации, занимающихся непосредственно оценкой соответствия, и так называемых посредников между производителем и таким органом. Примером таких полномочий может послужить принятие руководства по аккредитации, обязательного для соблюдения заявителем и аккредитованным лицом в целях обеспечения или соответствия критериям аккредитации, или запрашивание при необходимости у заявителя документов вне рамок проверки.
    Это приведет к тому, что повысится конкурентоспособность добросовестных организаций, ускорится развитие их баз, а значит и повысится качество процедур оценки соответствия.
    Что же касается добросовестных органов, то и тут наступают существенные перемены. Для них введены изменения, которые поспособствуют облегчению прохождения процедуры аккредитации. Теперь, если орган будет регулярно и в полном объеме подавать сведения о своей работе в национальный орган по аккредитации, то и сама процедура будет носить более быстрый и лояльный характер.
    Для лиц, проходящих аккредитацию впервые, тоже появятся некоторые привилегии. А именно, теперь если при аккредитации обнаружены какие-то несоответствия, то дается время на их исправление, а не выносится решение об отказе сразу.
    В заключение



    Подведем итог. Сертификация в недалеком будущем будет представлять развитую систему, которая будет адаптирована как для внешнего, так и для внутреннего рынка. Результатам деятельности действующих органов по сертификации можно будет свободно оказывать доверие всеми участниками рынка, так как деятельность недобросовестных организаций будет ограничена, а появление новых подобных органов будет предупреждено.